Содержание:
- 1 Общие сведения
- 1.1 Функциональное назначение масляных фильтров:
- 1.2 Виды масляных фильтров по способу очистки
- 1.3 Масляный фильтр двигателя, эксплуатационные требования
- 1.4 Виды масляных фильтров
- 1.5 Адсорбционный масляный фильтр двигателя
- 1.6 Центробежный
- 1.7 Гравитационный масляный фильтр двигателя
- 1.8 Магнитный маслофильтр
- 2 Выбор масляного фильтра
Масляный фильтр двигателя автомобиля применяется для очистки рабочих смесей автомобиля от вредных примесей. Использование фильтрующих элементов в системе смазки двигателя гарантирует необходимую степень чистоты жидкости, позволяет сохранить узлы и детали мотора в актуальном состоянии.
Общие сведения
Функциональное назначение масляных фильтров:
- Поддержание оптимального уровня вязкости в системе за счет сокращения объема загрязняющих веществ.
- Защита внутренних поверхностей двигателя от коррозии, нагара, щелочных отложений и пр.
- Сохранение рабочих характеристик смазочных материалов в течение всего межсервисного промежутка.
- Снижение коэффициента трения в местах контакта соприкасающихся деталей (поршни, подшипники, шестерни и др).
На уровень загрязнений масляной жидкости влияет режим работы двигателя, его техническое состояния, а также качество применяемых смазочных материалов и топлива. Степень очистки эмульсий зависит от гидравлических характеристик фильтрующего элемента, типа загрязнений и температуры обрабатываемой смеси.
Виды масляных фильтров по способу очистки
По качеству фильтрации применяемые устройства можно разделить на 3 группы:
- фильтры грубой очистки (ФГО);
- фильтры тонкой очистки;
- отстойники.
Грубая фильтрация выполняется с помощью приспособлений, способных улавливать неорганические твердые включения с размером зерен до 90 мкм.
Тонкая очистка рассчитана на фракции с величиной частиц 30–40 мкм.
Отстойники применяют для удаления из масел крупных включений: песка, стружки и др.
Тонкая очистка эмульсий производится с помощью полнопоточных и частичнопоточных механизмов. К ним относятся:
- щелевые фильтры, состоящие из плотно подогнанных между собой специальных пластинчатых прокладок, через которые под давлением проходит загрязненная жидкость;
- глубинные или объемно–адсорбирующие устройства. Здесь смазка продавливается через 2–3 слоя пористого материала;
- поверхностные механизмы представляют собой изделия, состоящие из вертикально установленного элемента со сквозными отверстия, через который постепенно протекает весь объем жидкости;
- бумажные и целлюлозные фильтры – наиболее распространенные конструкции, совмещающие в себе качество всех предыдущих приспособлений.
Грубая очистка масел выполняется полнопоточными элементами, собранными в основном из металлических деталей. В их задачу входит не только очистка жидкости, но и защита вращающихся деталей двигателя в случае попадания в рабочее пространство случайных предметов.
Масляный фильтр двигателя, эксплуатационные требования
Перечень технических условий:
- Полнота очистки фильтрующими элементами должна составлять не менее 25% от общего объема взвесей.
- Рабочий ресурс масляного фильтра должен быть равен минимум 10000 км пробега.
- Срок службы разборного механизма не должен быть меньше времени эксплуатации двигателя, на котором он установлен.
- Конструкция фильтров должна обеспечивать герметичность соединений при максимальном давлении масла 4–5 бар. Техническими условиями допускается протечка масляной жидкости в количестве не более 0,0035 л/ч.
- Рабочие детали изделий не должны иметь видимых дефектов поверхности (раковин, трещин, сколов, коррозии и др).
- Фильтрующие элементы должны быть вибростойкими и сохранять свои первоначальные характеристики в границах от –50 до +130°C.
- Резиновые и полимерные комплектующие должны быть масло-, водо- и бензостойкими.
- Расположение фильтра на корпусе мотора должно обеспечивать быструю его замену с минимальными материальными затратами.
Виды масляных фильтров
По принципу действия, структуре и эксплуатационным характеристикам фильтрующие элементы делятся на несколько модификаций:
- адсорбционные (бумажные, сетчатые, войлочные, пластинчатые и др);
- центробежные (центрифуги);
- гравитационные (отстойники);
- магнитные.
Адсорбционный масляный фильтр двигателя
Адсорбционные или механические фильтры относятся к разряду приспособлений для тонкой очистки масляных жидкостей. Фильтрация эмульсий в таких конструкциях осуществляется путем их процеживания через пористый компонент.
Существуют два вида таких маслофильтров:
- Неразборные, одноразового применения.
- Разборные, с заменяемой рабочей частью.
Неразборные системы представляют собой автономные конструкции, которые по мере загрязнения или в соответствие нормам заменяют на новые элементы. У разборных моделей смене подлежит только фильтрующий элемент.
На практике наибольшее распространение получили устройства адсорбционного типа следующих конструкций:
- с гофрированным компонентом;
- дисковым;
- ленточно-щелевым.
Основу механического фильтра составляет сердечник цилиндрической формы, изготовленный из пористого картона или специальных полимерных нитей. Отрезок из ячеистого материала собирается в гармошку и фиксируется между двух металлических колец. Вместе они и составляют сменный маслофильтр.
Масляный адсорбционный фильтр двигателя независимо от типа корпуса состоит из следующих деталей:
- Металлический кожух со стяжным болтом – разборный, или без стяжки – неразборный.
- Пружина, прижимающая картридж к основанию.
- Обводной клапан.
- Фильтрующий элемент на внутренней обечайке (тонкостенная трубка).
- Обратный запорный клапан.
Днище со входным отверстием, внутри которого нарезана метрическая резьба для крепления устройства. - Уплотнительное кольцо.
Смазочная жидкость из поддона двигателя с помощью масляного насоса подается в корпус фильтра, где она проходит сквозь пористый картридж, очищается от ненужных веществ и поступает в каналы системы смазки. По такому принципу работают все адсорбционные устройства.
Отличие дискового механизма заключается в типе фильтрующего элемента. Здесь вместо гофрированного картриджа установлен металлический стержень, на который одеваются картонные диски. В ленточно-щелевых механизмах роль фильтрующего компонента выполняет стальной стержень, с намотанной на него послойно латунной проволокой.
Центробежный
Принцип работы активно-реактивных фильтров центробежной очистки смазки основан на вращении с большой скоростью ротора, расположенного в центре металлического корпуса. Ротор состоит из стальной трубки, по периметру которой с определенным промежутком размещены отверстия с установленными в них жиклерами.
Масло под давлением поступает к оси вращающегося ротора и далее к соплам, откуда за счет центробежной силы отбрасывается к стенкам кожуха. В результате твердые частички прилипают к корпусу фильтра, а чистое масло поступает в двигатель.
По эффективности использования центробежный масляный фильтр относят к фильтрам грубой очистки. Поэтому, для улучшения качества масляной жидкости они всегда группируются в один блок с ФТО.
Гравитационный масляный фильтр двигателя
Фильтрующие приспособления-отстойники не применяются в качестве автономных механизмов. Их принято использовать совместно с фильтрами грубой очистки. Основу стандартных устройств составляет стальной корпус, в нижнем отсеке которого расположено днище, с установленным на нем рабочим элементом.
Вверху кожуха располагается металлический пластинчатый картридж. При продавливании жидкости через фильтр крупные частицы остаются на пластинах и впоследствии оседают на дно стакана. По мере засорения пластинчатый картридж снимают, промывают в специальном растворе и устанавливают на место для дальнейшего использования.
Магнитный маслофильтр
Самый простой очистительный механизм – это сливная пробка масляного картера, в корпус которой вмонтирован магнит. Продукты трения оседают на дно поддона, откуда с помощью магнита постепенно притягиваются к месту вывода отработанной жидкости. При сливе масла стружка вручную снимается с поверхности устройства.
Выбор масляного фильтра
Любой масляный фильтр в процессе эксплуатации загрязняется и требует периодического обслуживания или смены. Механические адсорбционные модели рекомендуется менять при каждом регламентируемом сливе отработанного масла.
Центробежные и гравитационные элементы подлежат обслуживанию после установленного нормативного пробега автомобиля. Нарушение регламента ТО приводит к засору системы смазки двигателя, что в будущем может привести к капитальному ремонту агрегата.
В процессе выбора масляного фильтра нужно учитывать несколько факторов:
- Корпус устройства должен быть выполнен из прочного металла. При визуальном осмотре, на его поверхности должны отсутствовать вмятины, задиры и прочие дефекты.
- Уплотнительное кольцо в нижней части корпуса должно плотно прилегать к кожуху фильтра, не иметь повреждений и представлять собой достаточно пластичную субстанцию.
- Приобретаемая продукция должна быть сертифицирована и выпущена известными на автомобильном рынке производителями.
Заводы-изготовители качественных деталей обязательно указывают на корпусе фильтра страну и реквизиты компании с набором телефонов технической поддержки.
Операции по замене масляного фильтра нужно выполнять в соответствие требованиям, указанным в паспорте автомобиля. Однако на периодичность смены масла влияют условия эксплуатации транспорта.
Например, при использовании техники в сложном городском режиме с высокой запыленностью воздуха, частыми остановками на светофорах, резким началом движения – следует сократить межсервисный интервал.
Все работы по техническому обслуживанию рекомендуется производить на прогретом двигателе при помощи специальных инструментов.
Какой масляный фильтр лучше, рейтинг производителей
LivCar – ассортимент торговой марки включает металлические накручиваемые масляные фильтры и фильтры ЭКО, произведённые заводом-изготовителем в Южной Корее. Подобрать фильтр LivCar можно по ссылке https://livcar.ru/katalog/maslyanye-filtry/.
Finwhale – филиал швейцарской компании Grunntech AG, занимающейся изготовлением и продажей масляных фильтров. В ассортименте производителя находится более трехсот моделей маслофильтров, совместимых со всеми марками современных легковых автомобилей.
Автоагрегат – российская компания, выпускающая масляные фильтры для грузовых и легковых автомобилей отечественного производства. Продукция завода отличается доступной ценой в сочетании с высоким качеством.
Белмаг – известный отечественный производитель недорогих фильтрующих механизмов. Запчасти этого завода в основном предназначены для марок «Рено» и «Ниссан», но также могут использоваться на современных моделях АвтоВАЗа.
MANN – немецкая компания, выпускающая фильтры в премиальном сегменте. Отличается высоким качеством продукции, которая поставляется во все известные автомобильные концерны мира.
SCT – этот маслофильтр, по сути, ближайший конкурент предыдущей марки. Не уступает в качестве Mann, но отличается более демократичной ценовой политикой.
Источник: https://autoexpert174.ru/filtry-masljanye-avtomobilnye-dvigatelja