Раньше считалось, что внедорожники обязательно должны иметь механическую коробку передач. Однако сегодня рынок подержанных автомобилей наводнили машины с автоматическими коробками передач. Насколько хорошо они ведут себя в больших “джипах”?
Старые легенды
В 1980-х годах существовал миф о том, что автоматические коробки передач неудобны для использования на внедорожниках. Неудовлетворительная репутация старых трех- и четырехступенчатых агрегатов до сих пор сохраняется в сознании водителей. Однако это не означает, что современные автоматические коробки остаются неэффективными. Современная “автоматика” претерпела значительные конструктивные изменения и уже не напоминает те коробки 80-х годов, которые плохо смотрелись на бездорожье. Технологии ушли вперед, и старые мифы должны быть развеяны.
Хорошие внедорожники сегодня редко используются исключительно для езды по бездорожью. До 98% времени езды эти автомобили живут на асфальте и передвигаются на высокой скорости. И здесь важен комфорт езды, без которого большие автомобили не покупают. Поэтому дорогому премиальному “джипу” трудно обойтись без автоматической коробки передач. Но есть и другая крайность. У многих известных производителей трансмиссии больших кроссоверов не приспособлены для грязи. Например, варианты Nissan Murano и X-Trail могут ввести многих в заблуждение относительно надежности. На асфальте они работают 150-200 000 км, но при активной езде по мокрой грязи буквально “умирают” на сезон. Поэтому “автомат” для внедорожников должен быть особенным. Как правило, это гидромеханическая трансмиссия с планетарным секвенталом и улучшенным гидротрансформатором.
Преимущества “автомата”
Среди хороших трансмиссий для внедорожников можно выделить коробки Toyota и Mitsubishi. Они устанавливались на Toyota Land Cruiser, Hilux и Fortuner, Mitsubishi Pajero и пикап L200. Неплохие трансмиссии шли на старые Nissan Patrol, Land Rover Discovery, Suzuki Grand Vitara и Kia Sorento. Основное преимущество автоматических трансмиссий на бездорожье заключается в том, что они могут дозировать тягу. Например, при покорении бездорожья или песчаной, каменистой местности очень важно двигаться предельно медленно, не срывая колеса в занос. В механических коробках передач, таких как на Renault Duster, водителю приходится нажимать на педаль сцепления, чтобы разомкнуть диск и уменьшить крутящий момент. От внимательности водителя зависит срок службы коробки передач. С этой точки зрения “автоматический” гидротрансформатор выглядит интереснее, поскольку он поглощает излишние моменты и сглаживает рывки. Поскольку проскальзывать нечему, коробка передач не повреждается.
Чтобы предотвратить чрезмерное ускорение внедорожника, достаточно воспользоваться педалью тормоза. Наклон кузова и диагонально вывешенные колеса, перекатывающиеся через камни и крупные ямы, помогают редукционной колонке и коробке, которые есть на всех серьезных внедорожниках. “Автоматика” часто связана с электронными системами помощи при движении. Некоторые системы даже помогают при спуске с гор. В этом случае водитель просто отпускает педаль тормоза, а автомобиль сам регулирует давление в дроссельной заслонке и гидравлической тормозной системе. Наряду с “автоматом”, “Джип” оснащается так называемым внедорожным круиз-контролем, который регулирует скорость и работу полного привода.
‘Автомат’ предлагает широкий выбор различных режимов движения и в зависимости от температуры и коэффициента сцепления дорожного покрытия и колес выбирает соответствующую тягу, управляет дифференциалом и распределяет крутящий момент между колесами. В целом автоматические трансмиссии хорошо работают как на асфальтированных дорогах, так и на бездорожье. Автоматические трансмиссии очень надежны и при правильной эксплуатации и своевременном обслуживании могут работать до 400 000 км. Не путайте слово “автомат” с “роботом” или “вариатором”. Такие коробки не выдерживают тяги и часто выходят из строя при перегрузках. Выезжать на бездорожье с такими совсем легкими трансмиссиями неудобно.
Первоисточник: aif.ru
Фото: sportishka.com