Содержание:
- 1 Сколько штраф за рулевой люфт в 2023 году?
- 2 Можно ли доехать до места устранения или стоянки по ПДД?
- 3 Действительно ли грозит штрафстоянка?
- 4 За какие значения максимального люфта грозит штраф?
- 5 Имеет ли право сотрудник ГИБДД проверять люфт рулевого управления на дороге?
- 6 Разве это должен делать не технадзор?
- 7 У меня есть действующий техосмотр – всё равно имеет право?
Штраф за люфт
- Действующий штраф за рулевой люфт в 2023 году составляет 500 рублей.
- В отличие от большинства других неисправностей, с этой вы не имеете права следовать до места ремонта и/или стоянки.
- Кроме штрафа, при данном правонарушении автомобиль по закону должен быть перемещён на штрафстоянку, откуда забрать его вы сможете только на эвакуаторе.
- Не за любой люфт рулевого колеса грозит штраф. Законодательство требует смотреть максимально допустимые значения в документации изготовителя. А, если там таких цифр нет, то для легковых авто люфт не должен превышать 10%, для грузовых – 25%, для автобусов – 20%.
- То есть, если, например, производитель вашего автомобиля указал допустимый люфт 15%, а в законодательстве указано 10%, то штраф при значениях до 15% включительно будет незаконен.
- Вопреки расхожему мнению, сотрудник ГИБДД имеет право проверять люфт рулевого управления прямо на дороге. Но у него обязательно должен быть люфтомер – без точного замера штраф незаконен.
- Но есть тонкости в вопросе незаконности наказания за люфт в принципе, так как данную неисправность водитель не может проверить перед началом поездки. Но практика может быть всё равно на стороне ГИБДД.
Ограничения к суммарному люфту рулевого управления в настоящее время чётко установлены законодательством. Проблема в том, что, в отличие от большинства других неисправностей транспортного средства, именно эта является поводом не только для наказания, но и для такой меры обеспечения, как эвакуация на штрафстоянку. В статье выясним все тонкости штрафа за люфт в рулевом управлении автомобиля, разберёмся, что ещё может грозить вам за это и узнаем максимальные значения суммарного люфта для легковых и грузовых машин.
Сколько штраф за рулевой люфт в 2023 году?
500 рублей.
В настоящее время сумма санкции за рулевой люфт в автомобиле предусмотрена статьёй 12.2, частью 2 Кодекса об административных правонарушениях. Данная норма, в отличие от общего наказания за неисправности автомобиля, предусмотренной частью 1 этой же статьи, не предусматривает вилку между штрафом и административным предупреждением.
Но хорошей новостью является то, что на данную сумму штрафа предусматривается скидка в размере 50% при оплате в первые 20 дней со дня вынесения постановления. Таким образом, итоговая санкция составит 250 рублей.
Можно ли доехать до места устранения или стоянки по ПДД?
Нет.
Люфт рулевого управления является неисправностью, при которой запрещена эксплуатация автомобиля. В свою очередь, водитель обязан перед началом поездки обеспечить соответствие машины исправному состоянию, продиктованному Основными положениями вместе с Перечнем неисправностей. Так нам говорит пункт 2.3.1 ПДД.
В то же время та же норма разрешает доехать до места устранения нарушения или места стоянки, если неисправность возникла в пути. Однако, исключения из этой возможности – неисправности рулевой, тормозной системы и некоторые другие (абзац 2 того же пункта Правил).
Соответственно, при наличии запрещённого значения люфта руля вы не можете далее передвигаться даже после штрафа ГИБДД. Но мы не зря пишем именно о запрещённом люфте. Законодательство 2023 года устанавливает ограничения для возможности передвижения только при превышении определённого значения этой поломки. И немного ниже мы их рассмотрим.
Вас также заинтересует:
- Отлетел госномер – можно ли установить его на лобовое и какой штраф?
- Есть ли штраф за сабвуфер в багажнике автомобиля и какой его размер?
- Какие штрафы за проезд без оплаты по платной дороге? Новый закон о неоплате платного участка
Действительно ли грозит штрафстоянка?
Да.
Перемещение автомобиля на спецстоянку – это мера обеспечения, выполняемая в тех целях, чтобы предотвратить дальнейшее движение транспортного средства, исключить его из процесса дорожного движения, чтобы угроза безопасности последнего перестала быть таковой.
Полный перечень правонарушений, при которых предусматривается штрафстоянка, перечислен в статье 27.13, части 1 КоАП РФ. Есть здесь и обсуждаемая нами часть 2 статьи 12.5. То есть при обнаружении инспектором ДПС неисправности рулевой системы автомобиль перемещается на штрафстоянку.
Как итог, мы имеем три последствия, если у нас установленное значение люфта руля превышает допустимые нормы:
- штраф 500 рублей непосредственно за наличие рулевого люфта,
- невозможность перемещаться на таком автомобиле до места устранения или до парковки,
- эвакуация транспортного средства на штрафстоянку.
За какие значения максимального люфта грозит штраф?
Выше мы писали про допустимые нормы люфта. И они, действительно, есть. Однако, не в Правилах дорожного движения, а немного глубже.
Новые ПДД ссылаются на Техрегламент
Да, ранее ПДД прямо указывали значения люфта рулевого управления, при которых автомобиль должен быть исключён из процесса дорожного движения до устранения. 1 сентября 2023 года произошли масштабные изменения в Перечне неисправностей, и теперь они ссылаются на Технический регламент О безопасности колёсных транспортных средств.
Было | Стало |
---|---|
2.1. Суммарный люфт в рулевом управлении превышает следующие значения (не более, в %):
|
2.3. Суммарный люфт в рулевом управлении превышает предельные значения, установленные в пункте 2.3 приложения №8 к Техническому регламенту. Указанная неисправность выявляется с использованием средств технического диагностирования. |
Однако, фактически в 2023 году почти ничего в значения допустимого люфта руля не изменилось. Все значения остались прежними, так как в Техрегламенте указаны те же значения, что ранее были в ПДД – при превышении 10% для легковых автомобилей и 25% для грузовых запрещено ездить на таких ТС. Но обратите внимание на слово «почти»…
Дело в том, что в официальной трактовке Техрегламента все эти проценты указаны для тех случаях, когда сам производитель не установил допустимых ограничений люфта. В противном же случае нужно руководствоваться именно теми значениями, которые определил изготовитель вашей модели авто.
Например, для автомобилей УАЗ Patriot допустимый суммарный люфт составляет 20%, а не 10 (это легковой автомобиль). Соответственно, если сотрудник ГИБДД замерил люфт руля и пытается выписать вам штраф, то в данном случае это будет незаконно, так как вы ничего не нарушаете. Соответственно, вам необходимо найти в документации к вашему автомобилю максимальный допустимый люфт – если он там указан, то руководствуемся именно им, если нет, то нормами, обозначенными в Техническом регламенте.
Имеет ли право сотрудник ГИБДД проверять люфт рулевого управления на дороге?
А этот вопрос уже более двоякий.
С одной стороны, инспектору ДПС ничего не запрещает устанавливать неисправность прямо на дороге. С той лишь поправкой, что в Перечне прямо указано, что именно люфт рулевого колеса выявляется исключительно с помощью технических средств диагностирования. Вот так выглядит типичный прибор, который должен быть в наличии у сотрудника ГИБДД:
Если в распоряжении полицейского такого люфтомера не оказалось, то, насколько бы не был меток глаз инспектора, установить нарушение законно не будет возможно. Следовательно, и штраф за люфт будет незаконным.
С другой стороны, даже при наличии прибора доступ в салон или кабину автомобиля для замера должен быть обоснованным и регламентированным. А действующий регламент (вместе с законом О полиции) предусматривает три возможных процедуры для выявления данной неисправности:
- досмотр транспортного средства,
- его осмотр,
- и проверка технического состояния.
С досмотром всё проще всего – из нового Приказа МВД №264 его основания вообще исключили. А в законе О полиции основанием для досмотра не является подозрение водителя в правонарушении (подпункт 16 пункта 1 статьи 13 ФЗ). Поэтому досмотр в целях проверки люфта рулевого управления незаконен.
С осмотром немного сложнее. Законных оснований для его проведения тоже нет в новом Приказе, равно как нет выявления правонарушения как основания в подпункте 20 статьи 13 закона. При этом, Верховный суд по части устаревшего Административного регламента чётко установил, что осмотр транспортного средства в целях выявления неисправностей противоречит законодательству и запрещён.
Таким образом, и осмотр для измерения люфта рулевого колеса тоже незаконен.
А вот проверка технического состояния машины вынесена в новом регламенте в отдельную категорию административных процедур. Так, пункт 76 прямо указывает, что такая проверка проводится в случае визуального обнаружения признаков неисправности авто. Да, открытым остаётся вопрос о том, как, собственно, сотрудник визуального увидит, что руль люфтит, если водитель уже остановился по его требованию и не трогает руль. Однако, оставим этот вопрос на те случаи, когда судья или начальник инспектора при обжаловании штрафа просто не обратят на это внимание, что на практике 2023 года чаще всего и бывает (признают несущественными данное обстоятельство).
То есть в данном случае мы получаем, что если сотрудник визуальным способом выявит признак люфта руля, то он имеет право замерить его значения. А водитель не имеет права ему препятствовать.
Но есть ещё одна важная тонкость. В соответствии с действующим законодательством, запрещено наказывать граждан в случаях, когда не установлена их вина. В нашем случае у водителя есть обязанность перед выездом проверить и в пути обеспечить отсутствие неисправностей. Вопрос в том, как вы без наличия прибора проверите допустимость в процентах люфта руля? Никак! Ранее об этой проблеме рассказывал правозащитник Юрий Панченко.
Следовательно, в данном случае может быть два предвестника наступления нарушения:
- отсутствие вины водителя при отсутствии установить точное значения люфта рулевого колеса,
- правонарушение, совершённое по неосторожности, когда вы перед началом пути вроде и понимали, что руль немного люфтит, но не предвидели по тем же причинам, насколько это небезопасно.
Разница между этими условиями совершения нарушения принципиальна: в первом случае штраф, а вместе с ним эвакуация на штрафстоянку будут незаконны, а во втором – законны. А вот какое примет решение сотрудник ГИБДД, когда выявит неисправность, и какое примет суд при оспаривании штрафа на этих основаниях, прогнозировать невозможно. Но попытаться оспорить такое постановление всё же стоит.
Ещё кое-что полезное для Вас:
- Отметка «Медицинская справка обязательна» в водительском удостоверении – что означает?
- Номера заляпались снегом – штраф или лишение? Инспектор грозит лишить прав
- Можно ли устанавливать фару-люстру на крышу автомобиля и узаконить? Какой штраф?
Разве это должен делать не технадзор?
Нет.
Тот факт, что выявлять технические поломки имеют право только специально квалифицированные сотрудники Технического надзора полиции – это миф и устаревшая информация, которая по состоянию на 2023 год не актуальна.
Как мы уже выяснили выше, техническое состояние транспортного средства проверять правомерен любой сотрудник ГАИ, имеющий в распоряжении специальный люфтомер для этого.
У меня есть действующий техосмотр – всё равно имеет право?
Да.
Увы, но действующая у вас диагностическая карта подтверждает только то, что на момент проверки в пункте техосмотра с автомобилем всё было в порядке. И это не означает, что после его прохождения новых неисправностей не могло возникнуть.
Но с правовой точки зрения всё работает по-другому. Само наличие техосмотра не делает незаконным ни проверку люфта руля на дороге, ни последующий за этим штраф незаконными – нигде в законодательстве 2023 года такого не прописано.