Содержание:
Как правильно выбирать прицеп: типы техники, грузоподъемность, требования к кузову. На что обратить пристальное внимание при выборе прицепа. Видео о прицепах.
О приобретении прицепа задумываются в том случае, если возникает необходимость перевозить периодически или на постоянной основе крупногабаритные или массивные предметы. Тогда это транспортное средство становится альтернативой покупки грузовика или обращения в специальные фирмы по грузоперевозкам. Несмотря на то, что прицеп кажется довольно простым приспособлением, имеется множество нюансов в его назначении и свойствах, что может затруднить выбор. На что обращать внимание при покупке автомобильного прицепа?
Определяемся с назначением прицепа
Прежде всего нужно решить, с какой целью прицеп будет использоваться, так как от этого будет зависеть тип и модель приобретаемого транспортного средства.
Конечно, человек, задумывающийся о покупке прицепа, уже имеет четкое представление, для чего он ему нужен. Кому-то – всего лишь перевозить урожай с дачи или отправить туда домашнюю утварь, кто-то планирует доставлять оборудование или стройматериалы к месту своей работы, а для кого-то прицеп необходим, чтобы транспортировать лодку или снегоход к месту отдыха.
Типы автомобильных прицепов
Их можно разделить на две группы – универсальные и специальные. Первые предназначены для перевозки любого, не превышающего стандартные размеры, груза. Вторые используются, если нужно транспортировать моторизованную технику – мотоцикл или квадроцикл, лодку, сыпучие или жидкие вещества, с/х животных – лошадей, свиней или кур. Прицепы могут быть в виде торгового павильона или представлять собой туристический дом на колесах.
Конструктивно прицепы можно разделить на три класса:
- Бортовые – они относятся к универсальным, подходят для многих видов стандартных грузов: строительных, сыпучих материалов. Могут иметь разные размеры и объемы, имеют откидные борта и оснащаются тентом для укрытия груза.
- Рамные прицепы – их конструкция позволяет перевозить технику, в том числе лодку или катер, гидроцикл или квадроцикл, снегоход. Они оснащаются лебедкой, чтобы погрузить и выгрузить технику.
- Специализированные рамные – они оборудованы платформой и предназначены для перевозки спецтехники или строительного оборудования, цистерн, прочих резервуаров.
Также прицепы можно разделить по таким конструктивным особенностям, как количество осей: встречаются одноосные и двуосные. Первые более маневренные и легкие, стоят они дешевле, и предназначаются для обычного бытового применения.
Прицепы с двумя осями имеют грузоподъемность больше, и они более устойчивы и прочны, используются в перевозке тяжелого оборудования и крупных габаритных грузов. Они имеют тормозную систему для обеспечения безопасности, а рессоры оснащаются амортизаторами.
Выбираем прицеп по грузоподъемности
Это важный критерий, который должен находиться в основе выбора. По грузоподъемности прицепы могут разделяться на легкие и тяжелые. Первые могут быть до 750 кг веса, вторые – более 750 кг, вплоть до нескольких тонн.
Рассчитать грузоподъемность прицепа можно простым способом. Если его собственный вес, к примеру, 200 кг, то нужно вычесть их из 750, то есть 750 — 200 кг = 550 кг. Таким образом, прицеп способен перевозить до 550 кг груза.
Еще один существенный фактор – это габариты прицепа. При одной и той же грузоподъемности прицепы могут быть разного размера. Нет надобности покупать большой прицеп, если не планируется объемных перевозок. Компактный прицеп легче разместить в месте хранения, а на дороге он будет отличаться большей маневренностью.
При этом двигатель автомобиля не получает дополнительную нагрузку. В свою очередь, не происходит лишнего расхода бензина. Если в дальнейшем понадобится добавить объема, то расширить площадь можно при помощи установленного тента.
Требования к кузову
В случае, если планируются обыденные перевозки простых грузов – вещей для дачи, небольшого объема стройматериалов, туристического снаряжения, то для этого лучше всего подойдет небольшой стандартный прицеп с бортами и днищем из влагостойкой фанеры.
Борта
Борта должны быть достаточно высокими, чтобы обеспечить удобство перевозки и защищать груз от выпадения. Не менее важно обращать внимание на то, как борта снимаются и крепятся – механизм должен быть надежным и простым, чтобы закрепить борта можно было быстро и удобно. Конструкция прицепа может быть разной, позволяющей снимать и только задний борт, и передний, но могут сниматься и все борта сразу.
Борта могут быть откидными или съемными, а также дополнительными надставными, дающими возможность увеличивать объем кузова практически в два раза. В углах кузова могут быть установлены боковые стойки из металла – их диаметр составляет 0,5 см и более. Они при помощи болтов или заклепок крепят борта к раме кузова. Предпочтение нужно отдавать болтовым соединениям, так как они прочнее сварочных, динамическая нагрузка выдерживается лучше в момент движения по неровной дороге.
Борта должны быть прочными, чтобы обеспечить грузу безопасность, поэтому важно обращать внимание на толщину металла, из которого они изготовлены – сейчас борта делаются до 1,5 мм толщиной. Крепления бортов к кузову должны быть надежными и прочными – это могут быть металлические цепи или тросики. Дополнительно они пригодятся для опоры груза, если он будет превосходить по габаритам сам прицеп.
Самосвальный механизм
Оборудованный этой системой прицеп значительно облегчает процесс погрузки крупной техники – в данном случае это может быть мотоцикл или снегоход. В то же время удобно выгрузить сухие сыпучие материалы – песок, например. Если самосвальной системы не предусмотрено, то дополнительно для загрузки мототехники приобретаются аппарели – специальные трапы.
В передней части кузова прицепа размещается рычаг или другое крепление, при помощи которого кузов удерживается в горизонтальном положении. Воздействуя на рычаг, кузов можно опрокидывать, и он опустится, после чего мототехника заезжает на прицеп. Можно с этой целью использовать лебедку, тем более, что ее применение диктуют правила техники безопасности. Но лебедка – это дополнительно оборудование, требующее расходов.
Обращаем внимание на оцинковку металлических деталей
Поскольку прицепы изготовляются из стали, то серьезным требованием становится то, что металл, из которого изготовлены кузов, крепления, должен быть оцинкован, чтобы избежать коррозии. Иногда в качестве антикоррозийного покрытия применяется окраска ввиду своей относительной дешевизны по сравнению с оцинковкой.
Оцинкованный металл – это более надежный и долговечный защитный слой, хотя и более дорогой. Важно получить хорошее антикоррозийное покрытия для прицепов, перевозящих водный транспорт – лодки, а также технику для езды по снегу и льду – снегоходы, то есть прицепов, которые постоянно соприкасаются с влагой. Если такие прицепы оказываются окрашенными, то уже в первый сезон эксплуатации они покрываются очагами коррозии.
Причем важно заострять внимание на таком нюансе: иногда производители могут использовать оцинкованный металл только для некоторых деталей – например, бортов, а другие части прицепа покрываются краской. В этом случае оцинкованные детали будут целыми, но те, что окрашены, начнут быстро ржаветь. Качественный прицеп имеет металлические детали, обработанные горячим оцинкованием, когда цинк вступает в реакцию со сталью, вследствие чего образуется прочное покрытие, надежно защищающее поверхность.
Встречаются изготовленные из алюминия борта. Этот металл легкий и прочный, делающий прицеп внешне аккуратным и чистым, так как борта легко моются. Встречаются и покрытые стеклопластиком борта – это дорого, но качество и долговечность гарантированы.
Подвеска и рама
Если прицеп – почти полноценное транспортное средство, правда без мотора, то пристальное внимание должно быть уделено такому его элементу, как подвеска. Чаще всего используется рессорная подвеска, включающая наряду с рессорами и амортизаторы, две ступицы в которой соединяются балкой. Она дешевле другой разновидности – резино-жгутовой (популярна в Европе). В то же время рессорная подвеска отличается долговечностью и выносливостью в сочетании с комфортностью при движении.
Рама прицепа, на которую крепится пол, может иметь сварную конструкцию или болтовые соединения. Последние будут более надежными, разбалтываясь и ослабляясь постепенно, в отличие от сварки, которая разрушается сразу, одномоментно.
Отремонтировать болтовые крепления легче, чем сварочную конструкцию. Но одновременно крепление болтами делает прицеп более дорогим, поэтому чаще всего такие рамы можно встретить у прицепов коммерческого назначения, перевозящих на постоянной основе тяжелые грузы.
Каким должен быть пол у прицепа
Раньше дно прицепов было сделано из металла, из-за чего при движении раздавался грохот, поверхность быстро покрывалась ржавчиной, да и вес прицепа в целом утяжелялся. В настоящее время пол изготовляют из влагостойкой фанеры, которая и легче, и тише, и не подвержена коррозии. Причем можно не волноваться по поводу толщины – выдержит ли фанерное днище большой груз: опыт показывает, что отлично выдерживает, без риска разломов.
Крылья и колеса
Крылья изготавливают из пластика или оцинкованного металла. Оцинкованные не такие практичные и легкие, как выполненные их пластика, но зато у них более красивый внешний вид. Кроме того, крылья колес из пластика наносят меньше ущерба при столкновении в дороге с автомобилем, хотя сами при этом разрушаются.
Дышло
Дышло – деталь, представляющая собой «посредника» между кузовом прицепа и автомобилем, который его везет. Бывает V-образное или прямое I-образное по конструкции оборудование.
В целом дышло представляет собой рычаг в горизонтальной плоскости со сцепным механизмом. При движении на него передается растягивающая и сжимающая нагрузка. Треугольное дышло служит усилению всей конструкции, что обеспечивает безопасность движения при езде по бездорожью. Если используется прямое дышло, то автопоезд получает улучшенную маневренность, и повышается его управляемость.
Осветительное оборудование
К нему особые требования, так как задние фонари у прицепов страдают при его откидывании, когда задняя часть соприкасается с поверхностью земли. В этом случае очень часто фонари получают трещины и даже могут разбиться. Желательно обращать внимание на размещение светотехники на прицепе – лучше, если она крепится в углублении полузакрытой балки, а на раме есть специальные упоры, предназначенные для функции самосвала.
Заключение
Приобрести качественный надежный прицеп – задача не из легких, поскольку вариантов на рынке множество. Но это не просто дополнение к машине – это само по себе транспортное средство, несущее повышенную опасность. Поэтому к деталям, свойствам и качеству материалов при выборе автомобильного прицепа нужно подойти серьезно.
Видео о прицепах: