Содержание:
Установка фаркопа
- В общих случаях установка тягового устройства является внесением изменений в конструкцию автомобиля. В России действуют правила такого внесения, в соответствии с которыми на одном из этапов сама установка ТСУ должна производиться только сертифицированным центром. Следовательно, ставить фаркоп самостоятельно в таком случае нельзя.
- Если в ОТТС вашего автомобиля упоминается фаркоп, то это значит, что последний – это компонент, поставляемый с завода. То есть изготовителем устанавливалось ТСУ, но конкретно на вашу комплектацию могло быть не монтировано. В этом случае у вас должна быть подготовка для инсталляции этого устройства.
- В таком случае и в эксплуатационной документации указывается наличие фаркопа. Тогда это уже не будет изменением конструкции, и сцепное устройство вы можете поставить без проверки. Однако, эта же документация, как правило, упоминает правила установки, в которой говорится, что оно должно инсталлироваться только у автодилера. То есть опять же вы не имеете права самостоятельно ставить фаркоп. Вопрос только в том, как ДПС на дороге узнает, что вы произвели монтаж своими руками.
- Как бы то ни было, штраф за несоответствующие правилам изменения конструкции составляет в 2024 году 500 рублей. Но на практике ещё применяется прекращение регистрации автомобиля.
Сэкономить на работах, которые вы можете произвести сами – это разумно и целесообразно. Однако, не любые улучшения в транспортное средство можно вносить самостоятельно. И довольно тонко данный вопрос стоит с фаркопом – можно ли его ставить самому без автосервиса и оформить в ГИБДД? Этот вопрос и выясним в данной статье.
Можно ли самостоятельно установить фаркоп в 2024 году?
В первую очередь определим, чем формально является установка тягово-сцепного устройства на легковой (или грузовой и любой другой автомобиль). Регулирует данный вопрос Технический регламент О безопасности колёсных ТС. И именно в соответствии с ним установка фаркопа является внесением изменений в конструкцию транспортного средства по определению.
Идём далее по этому же нормативно-правовому акту. Техрегламент содержит целую главу, посвящённую изменению конструкции. И в ней говорится о некой обязательной проверке при установке не предусмотренных конструктивно компонентов. Во исполнение данному положению дел было издано Постановление Правительства РФ №413. И оно уже содержит конкретный порядок оформления внесения изменений. Более подробно мы их рассмотрели в нашем отдельном материале о том, как внести изменения в конструкцию автомобиля.
Порядок, за исключением исключения следующий:
- сначала вам нужно получить разрешение ГИБДД на установку фаркопа,
- затем обратиться в специализированную испытательную лабораторию и пройти экспертизу на предмет возможности внесения такого изменения,
- далее обратиться в сертифицированную организацию, которая сможет вам выдать акт выполненных работ и, главное, декларацию соответствия,
- потом снова нужно отправиться в ту же лабораторию из пункта 2, чтобы пройти ещё одну экспертизу на предмет соответствия предварительной проверки и внесённых изменений,
- после этого остаётся только пройти техосмотр,
- и отправиться в ГИБДД для получения нового свидетельства о регистрации транспортного средства.
Таким образом, при внесении изменений в конструкцию самостоятельно поставить фаркоп не получится, потому что вы не сможете сами себе выдать декларацию соответствия. Однако, не всякая установка ТСУ является изменением конструкции. Именно об этом и пойдёт речь ниже.
Вас также заинтересует:
- Нужно ли и как регистрировать замену контрактного двигателя в ГИБДД? Сколько стоит и документы?
- Багажник на крыше — изменение конструкции или нет?
- Чем грозит тюнинг: глушитель, спойлер, литые диски, пружины бампера и другие?
Если в ОТТС упоминается фаркоп?
ОТТС – одобрение типа транспортного средства – содержит перечень конструктивных компонентов автомобиля. Если в нём указана установка тягово-сцепного устройства, тогда это является компонентом, поставляемым на сборочное производство вашего автомобиля. Проще говоря, это означает, что фаркоп на вашу машину вообще должен был устанавливаться с завода. Или не устанавливаться конкретно на вашу комплектацию или модификацию, но тогда у вас определённо должно быть подготовленное место для его простой установки.
Однако, не все автолюбители смогут найти полную версию ОТТС на свою машину. Поэтому можно пойти более простым путём. На автомобиль, как правило, прилагаются два документа:
- руководство по эксплуатации транспортного средства,
- и каталог деталей и сборочных единиц.
Последнее – это не просто каталог оригинальных запчастей какой-либо организации по их продаже, а официальный документ, изданный производителем авто. Например, вот так он выглядит для автомобиля Лада Гранта.
Так вот, если хотя бы в одной из этих документаций упоминается наличие фаркопа, то его установка не будет являться внесением изменений в конструкцию, потому что пункт 77 Технического регламента предполагает, что проверка не требуется в случае, если установка компонента предусмотрена заводом-изготовителем. То есть в этом случае описанные выше пункты проходить не нужно – вы просто ставите фаркоп на машину и продолжаете ездить как раньше, только теперь уже с прицепом. Это абсолютно законно, и штрафа за это грозить не может. Главное, само устройство нужно установить именно то, которое указано в каталоге. Именно оно прошло испытание на соответствие безопасности в составе вашего транспортного средства.
Но вернёмся к вопросу о самостоятельной установке ТСУ. Можно ли его поставить самому в случае его упоминания в эксплуатационной документации – вопрос открытый. Потому как вместе с указанием этого компонента в каталоге деталей и сборочных единиц, к примеру, там же прилагается инструкция по установке от производителя. И, в соответствии с большинством таких инструкций, установка должна быть выполнена сертифицированным уполномоченным на это сервисным центром. Говоря на простом языке, дилером вашей марки машины.
Однако, у нас с вами вопрос конкретный – как избежать штрафа, если установить фарком своими силами, без всяких автосервисов? И здесь уже вопрос вашей ситуации с конкретным сотрудником ГИБДД. Тот увидит у вас фаркоп, и, допустим, вы возите с собой руководство по эксплуатации, куда и ткнёте ему пальцем о предусмотренной установке ТСУ. Но как инспектор проверит, сами вы его установили или у автодилера? Если вы, действительно, ставили в официальном сервисе, то можно возить с собой ещё и акт выполненных работ и/или заказ-наряд на работы.
Другое дело, что вы вообще не обязаны доказывать свою невиновность – в нашей ситуации то, что вы не нарушили предписания Техрегламента, потому что фаркоп является компонентом вашей машины. Но на практике это работает не всегда – инспектор ДПС выпишет штраф (и не только штраф, но об этом немного ниже), а вам уже его обжаловать.
Если эксплуатационная документация не предусматривает ТСУ?
В таком случае установка фаркопа будет являться внесением изменений в конструкцию транспортного средства. Со всеми вашими обязанностями проходить экспертизы и техосмотр и производить работы по установке только в сертифицированном центре, а не самостоятельно.
Вот официальный ответ ГИБДД по этому поводу:
Что грозит, если самому поставить фаркоп?
Пункт 9.10 Перечня неисправностей из ПДД запрещает передвижение на автомобиле, в конструкцию которого были внесены изменения в нарушение указанных выше правил, изданных соответствующим Постановлением Правительства РФ. За нарушение Перечня налагается единый штраф – 500 рублей (или административное предупреждение) по части 1 статьи 12.5 КоАП РФ.
Но это ещё не всё. Если у автомобиля появились условия, при которых запрещена постановка на учёт такого авто, то уже зарегистрированное в ГАИ транспортное средство подлежит прекращению такого учёта. То есть после штрафа через некоторое время вам приходит письмо от регистрационного подразделения ГИБДД с требованием прекратить условия, влекущие прекращение регистрации и предоставить на осмотр машину в течение какого-то времени. Если вы этого не сделаете, на автомобиль прекратят регистрацию. Это повлечёт недействительность и передачу в розыскные базы вашего СТС и госномеров.
Вернуть регистрацию можно будет, только предоставив машину на осмотр со снятым фаркопом, либо обжаловав действия сотрудников ГИБДД, если фаркоп установлен на законных основаниях.
Ещё кое-что полезное для Вас:
- Новые правила внесения изменений в конструкцию автомобиля и ППРФ №413
- Замена двигателя на мотоцикле – нужно ли переоформление в ГИБДД?
- Можно ли ставить кенгурятник на Ниву и другие машины?
В каких случаях его устанавливать вообще запрещено?
Снова вернёмся к эксплуатационной документации. В ней может быть указано, что установка фаркопа на ваш легковой автомобиль вообще не предусмотрена. Это означает, что ваша машина не предназначена для буксировки прицепа.
Но узнать о таком положении дел можно ещё проще. Загляните на шильдик с VIN-номером на машине (чаще всего он располагается на водительской дверной стойке – если открыть дверь, увидите его). На нём указаны строки с различной массой вашего транспортного средства. Так вот, если на шильдике нет макисимальной разрешённой массы автомобиля с прицепом, то с большой долей вероятности буксировка прицепа на нём запрещается. Это, в свою очередь, значит, что ставить фаркоп на него вовсе нельзя.