Текст: Андрей Казакевич Фото: Вадим Рожков
Признаемся, до этого момента ни один автомобиль во время теста не привлекал к своей персоне такого внимания, как Renault Kaptur. Где бы мы не находились: в потоке машин или пробке у светофора, на парковке или возле дома, Kaptur всегда находился в центре внимания. Ключевые вопросы – что за автомобиль и сколько он стоит. И если стоимость уже известна, с ценами можно ознакомится в нашем каталоге, то что представляет из себя этот покоритель каменных джунглей, расскажем подробней.
У нас не тесте оказался Renault Kaptur с двухлитровым двигателем, полным приводном и механической коробкой передач. Топовая комплектация Style, в которой есть практически все. Данная версия полноценно раскрывает все возможности кроссовера, а «механика» в тандеме с проверенным временем полным приводом реализует весь потенциал двухлитрового мотора.
Сразу предупредим, что Renault Kaptur предназначен в первую очередь покупателям, которые редко выбираются на серьезное бездорожье. Для грязевых вылазок у Renault есть Duster. Kaptur это модный, элегантный городской кроссовер для активных молодых людей, идеально подходит для города, но не спасует и за его пределами. Однако не стоит считать, что Renault Kaptur это Duster в красивой обвертке. Несмотря на общую с Duster платформу Global Access, у Kaptur общие с ним только двигатели и трансмиссии, кроме конечно вариатора. Kaptur имеет силовую структуру от европейского Captur и его интерьер. Подвеска такая же всеядная, как у Duster, но изменена под городские условия эксплуатации. Зато кузовные панели Renault Kaptur абсолютно свои и не имеют ничего общего с более утилитарным Дастером.
Габариты Renault Kaptur: база – 2 674, длина – 4 333 мм, ширина – 1 813, высота – 1 613, клиренс – 205 мм, багажник – 387 л. Если сравнить с габаритами Nissan Qashqai: база – 2 646, длина – 4 377 мм, ширина – 1 837, высота – 1 595, клиренс – 200 мм, багажник – 352 л. То выясняется, что база Kaptur больше, чем у родственника по альянсу – Qashqai, а это значит, что перед нами настоящий кроссовер С-класса!
Если абстрагироваться и сравнить Renault Kaptur с более компактным Sandero Stepway и брутальным Duster, то Kaptur это настоящая революция в дизайне вседорожников Renault. Слегка футуристичный и агрессивный дизайн передней части, модные светодиоды дневных ходовых огней, оригинальная решетка радиатора акцентирующая внимание на огромном логотипе. Но в тоже время очень практичный – двери прикрытые черным пластиком и хромированным блистером, защищающим кузов от контактов на тесных парковках. Черные 17-дюймовые литые диски с лазерной шлифовкой и двухцветная окраска кузова не двусмысленно намекают об ареале обитания Каптюра. Однозначно внешность Renault Kaptur выше всяких похвал.
Дверные ручки под естественный хват, с резиновой кнопкой бесключевого доступа, отличное решение – удобно и комфортно! Двери достаточно тяжелые, закрываются пусть не благородно, но с приятным усилием. Двойные резиновые уплотнители обеспечивают полную изоляцию от внешних шумов как в городе, так и на скоростях до 120 км/час.
При осмотре кормы Renault Kaptur, сразу привлекают внимание задние фонари со светодиодными элементами и 3D-эффектом. Хромированная накладка на бампер и хромированный патрубок выпускной системы, черный спойлер над задней дверью – отличительная черта максимальной версии Style. Очень эффектно автомобиль смотрится в белом цвете, черным верхом и тонированной задней частью остекления. Дорожный просвет в 205 мм придает больше уверенности на дороге, а высокая посадка обеспечивает хорошую обзорность в городском потоке.
Список оборудования нашего тестового Каптюра настолько велик, что для полного его перечисления необходимо делать отдельный материал. Поэтому пробежимся кратко и только по существу: электронные помощники (ABS, ESP, AFU, ASR,CSV, MSR, HAS), 4 подушки безопасности, климат-контроль, бесключевой доступ в салон, система дистанционного запуска двигателя, задние датчики парковки, камера заднего вида, цветной сенсорный дисплей 7″ и навигационная система, 6 динамиков, датчики дождя и света, обогрев передних сидений и лобового стекла, светодиодные противотуманные фары с функцией дополнительного освещения поворотов, 17-дюймовые литые диски.
Но от теории перейдем к практике, а точнее к практическим решениям именно Kaptur, а не Captur, и которые были использованы при адаптации модели для нашего региона. Двери полностью закрывают пороги, по низу двери установлено два резиновых уплотнителя исключающих попадание грязи на пороги, как результат – всегда чистая одежда. Сзади установлены барабанные тормоза, которые более эффективны, чем дисковые, в условиях бездорожья и при этом отлично показали себя в городе при интенсивных торможениях. Стальная защита двигателя при дорожном просвете в 205 мм позволяют Renault Kaptur без последствий преодолевать оградительные полусферы и высокие бордюры.
Что касается интерьера, то в рамках мирового автопрома здесь нового вы ничего не увидите, зато в линейке кроссоверов Renault это настоящая революция. Спасибо тебе евро Каптюр! Конечно в этом классе бюджетных авто вы не получите мягкого пластика, прострочки торпедо ниткой и натурального дерева. Но созерцать такой интерьер любо дорого. Черный пластик всюду твердый, но отторжения или особой критики не вызывает. В нашей комплектации обилие хрома и глянцевый пластик вокруг мультимедийного комплекса и блока микроклимата, пусть не самое практичное решение, зато эффектное. Самое больше отличие от европейского Captur это бардачок откидывающийся, а не выезжающий из торпедо. В целом, можно сказать, что по дизайну салона Kaptur это современный европейский автомобиль, с оговоркой – сделанный в России.
Наверно самая большая претензия к эргономике Каптюра это клавиша включения круиз-контроля. Сама кнопка включения находится под ручником на центральном тоннеле, а клавиши управления на руле. Во время движения не совсем удобно находить кнопку включения, а затем задавать параметры его работы на руле. Со временем к этому привыкаешь, но все же хочется более простых решений.
Попадая в салон, отмечаешь новый уровень дизайна и эргономики Renault. Нет, весь пластик абсолютно жесткий, но к сборке салона, учитывая цену автомобиля, больших претензий нет. Кроме того, что на нашем экземпляре регулятор решетки обдува салона был заклинен и не работал – как выяснилось позже, это одна из проблем первых партий автомобилей. При росте в 180 см за рулем устраиваешься удобно, регулировки руля только по высоте хватает найти оптимальное положение. Расположение кнопок и элементы управления традиционны для Renault. Управление громкостью магнитолы и управление разговорами по телефону находится на отдельном рычаге рулевой колонки. И если с регулировкой громкости все достаточно просто и удобно, то к клавишам включения и отключения телефона некоторое время нужно привыкать. Правда, инженеры Renault продублировали данную функцию на экране мультимедийной системы, что очень удобно. Руль кожаный, не из кожи наппа, но с приливами под естественный хват рук.
В нашей версии есть лимитатор скорости, в городе очень удобная функция. Правда кнопка включения находится, как и круиз-контроля, на центральном тоннеле под рычагом стояночного тормаза, что не совсем удобно при движении в городском потоке.
Одно из немногих заимствований у евро Каптюра – оригинальная приборная панель с цифровым спидометром по центру. Мультимедийная система MediaNav 2.2 хорошо знакома по моделям Logan и Duster и к ней претензий как таковых нет. Для данного класса авто она великолепна. Работает быстро, сенсорный экран четко срабатывает при каждом касании, интерфейс достаточно простой, но удобный. Качество картинки с камеры заднего вида далеко не лучшее в классе, но видеть происходящее позади автомобиля можно. Звучание радио и музыки с USB-носителя благодаря 6 динамикам реально очень хорошее. С помощью шестиполосного эквалайзера и настройкам звуковой сцены можно добиться приятного звучания с глубоким басом. Понравилась схема подключения смартфона по протоколу Bluetooth. Система буквально за 20-30 секунд сама находит и подключает телефон.
Расположение мультимедийной системы в верхней части центральной панели правильное решение. В Дастере пользоваться ею было не очень удобно, ввиду низкого положения и плохого угла обзора.
Блок климат-контроля не вызвал никаких нареканий, в автоматическом режиме система работает тихо, не выдавая своего присутствия. Круглые регуляторы температуры и интенсивности воздушного потока работают мягко, с выверенным усилием, все режимы стандартные. Обогрев лобового стекла мы в летнюю погоду не проверяли. Зато смогли оценить систему Renault Start при охлаждении салона. Дело в том, что система будет полезна не только зимой для прогрева салона. Но также пригодится в летний зной, охлаждая салон перед поездкой. Её можно активировать как дистанционно, так и запрограммировав на включение в определенное время.
Посадка в кресле более легковая, чем в Duster. Регулируемого поясничного подпора нет, но сидения спроектированы таким образом, что форма сидений имеет некий поясничный упор. Подогрев сиденья находится сбоку возле двери – не сказать, что это очень неудобно, но рука до кнопки достает без проблем. Автоматический стеклоподъемник имеется только на водительской двери. Зато уже в базе все стеклоподъемники электрические.
В плане эргономики у Renault Kaptur ситуация вполне стандартная. Для владельцев Renault все привычно и понятно. Для тех, кто с других марок присматривается к Kaptur, стоит учесть некоторые особенности. Как такового центрального тоннеля с боксом и подлокотником здесь нет ни в какой комплектации. Только в версии Style появляется откидной подлокотник для водителя. Ниша с подстаканником на центральном тоннеле есть у пассажиров второго ряда. Для небольшой бутылки водителя предусмотрено место за рычагом КПП или в карте дверей. В верхней части торпедо Kaptur имеется вместительный бокс, куда можно положить телефон, документы и множество других полезных вещей. Привычного очечника вверху нет, для очков предусмотрено место в перчаточном ящике. Что касается его объема, то он достаточно большой и имеет подсветку.
При росте водителя около 180 см, на втором ряду места для пассажиров вполне достаточно, но особого простора не ожидайте. При стандартной высоте передних сидений, ноги задних пассажиров помещаются под сидениями без касания сидений. Длина сидушек достаточная, чтобы ноги не висели в воздухе. Спинка задних сидений имеет оптимальный наклон и в дальних поездках пассажирам должно быть комфортно. Откидывающегося подлокотника не предусмотрено ни в одной комплектации и даже за доплату. Центральный тоннель невысокий, зато имеет подстаканник и нишу для мелочевки, поэтому среднему пассажиру придется мириться с этой особенностью компоновки салона. Дверной проем широкий, двери открываются на большой угол.
Особо стоит похвалить багажник Renault Kaptur, он мало того, что правильной формы, его отделка достойна сравнения с более дорогими европейскими автомобилями. Верхняя полка, закрывающая багажник, жесткая и позволяет перевозить на ней не слишком тяжелые грузы. С обеих сторон в боковых стенках багажника находятся ниши для крепления буксировочной проушины, баллонного ключа и домкрата. Учитывая сколько там свободного места, можно использовать эти ниши для перевозки дополнительной автомобильной поклажи. Не меньше восторга вызывает нижняя полка багажника. Она очень крепкая, имеет удобную ручку и такого же качества, как боковые стенки.
За рулем Каптюра отмечаешь высокую посадку, хорошую обзорность вперед и приемлемую назад. Обзорность назад немного скрадывают задние стойки и высокий кузов – в пробках наблюдаешь крыши легковых машин. Обзорность в боковых зеркалах заднего вида средняя, ввиду не самого большого их размера и формы. Расширение зеркал идет в верхней части, хотя если бы увеличение было по нижней части, то зеркала обеспечивали большую обзорность дороги. Камера заднего вида, значительно облегчает маневры задним ходом, плюс отличным помощников служат задние датчики парковки.
А теперь о самой интересной части нашего теста и ощущениях от Renault Kaptur в городе и его окрестностях. Так как этот кроссовер создавался в первую очередь для городской стихии, то взял от Дастера только самое необходимое.
В версии с двухлитровым двигателем стоит гидравлический усилитель руля и при маневрах на парковке или на малых скоростях руль немного пережат, что девушкам может не понравиться. Однако на загородной трассе этот недостаток превращается в достоинство. На скорости руль наливается приятным усилием и четко выраженным «нулем». Активно ехать по извилистым дорогам доставляет истинное удовольствие. Можно смело рекомендовать Renault Kaptur для дальних путешествий.
Renault Kaptur с атмосферным двигателем и механической коробкой передач показал себя с лучшей стороны. «Механика» в полной мере реализует потенциал мотора. Приловчившись к слегка тугой педали сцепления, на кроссовере можно устраивать гонки со светофора. Благодаря тяговитому мотору, ускорения очень бодрые. Первая передача, традиционно короткая, так как предназначена для езды по бездорожью. В городе можно трогаться со второй передачи без ущерба динамики. Ходы кулисы коробки передач короткие и четкие. Но в виду того, что наш автомобиль оказался с минимальным пробегом, переключения проходят с небольшим усилием. Как правило, со временем кулиса рычага разрабатывается и такой проблемы не отмечаешь.
Интересная особенность Kaptur, впрочем, как и у большинства моделей Renault, это живущий своей жизнью рычаг механической коробки передач. При каждом нажатии или отпускании педали газа, рычаг КПП вздрагивает, отдавая вибрацией в руку. При езде по городу, где рука постоянно пребывает на рычаге, эта особенность жесткой связки коробки и двигателя немного раздражает.
Работа шасси Kaptur традиционно для Renault на высоте. Благодаря доработке элементов подвески для городских условий, автомобиль едет четко и предсказуемо. Подвеску слегка зажали, чтобы исключить крены в поворотах, поэтому перед лежащими полицейскими лучше скорость сбрасывать. Однако это нисколько не портит впечатлений от автомобиля, скорее наоборот, можно играть в шашечки и при этом чувствовать себя вполне уверенно в потоке. При проезде жестких стыков и латок асфальта подвеска ведет себя упруго, но не жестко. При проезде глубоких выбоин работает мягко, без намека на пробой.
Помимо достоинств платформы B0, Renault Kaptur унаследовал и её недостатки. Так при проезде любых неровность на руль передаются вибрации, хотя они и не такие критические как у соплатформенного Duster. Руль по-прежнему очень тугой на небольших скоростях или при маневрировании в городе – слабому полу это однозначно не понравится.
К тормозам и вовсе нет никаких замечаний, буквально с первых торможений, все происходит достаточно предсказуемо. Ход педали тормоза средний, при резком торможении автомобиль слегка клюет, но это плата за высокий кузов и большие хода подвески. Что касается наличия задних барабанных тормозов, то по интенсивности торможения тип дисков определить невозможно. Зато на бездорожье они будут предпочтительнее дисковых, а в обслуживании еще и дешевле.
Понравилась работа автоматического круиз-контроля Renault Kaptur. На загородной трассе с регулярными камерами и ограничениями скорости эта функция просто незаменима. Стоит замедлить автомобиль, как система сама возвращает Kaptur на прежнюю скорость. Клавишами на руле, можно увеличивать или уменьшать скоростной режим и сохранять последнее значение в памяти.
Так как в основе Renault Kaptur лежит платформа Global Access, то мы обязаны были испытать новинку там, куда жители мегаполиса мечтают вырваться на выходные. Поэтому отправились по загородной трассе в направлении Заславля в живописные места. Kaptur отлично проявил себя на скоростном шоссе, даже несмотря на высокий кузов. Автомобиль без малейших кренов и раскачек проходит извилистые участки. На скоростях до 120 км/час в салоне очень тихо и лишь после 130-140 км/час в салон начинает проникать шум от ветра в области боковых зеркал и стоек. На трассе подвеска показалась даже комфортнее, чем в городе. На скорости стыки и поперечные швы Kaptur глотает почти незаметно.
В режиме принудительно заблокированной муфты Kaptur способен ехать на скорости до 80 км/ч, затем муфта размыкается. В данных дорожных условиях это не актуально. Но бывают участки, когда необходимо проходить ходом и тогда блокировка муфты очень выручает.
По разбитой грунтовой дороге Renault Kaptur едет практически как Duster. Немного жестче, но ходы подвесок такие же большие и можно комфортно ехать на скоростях до 60 км/час. Но не стоит забывать про позиционирование кроссовера, а также шины Pirelli Scorpion Verde. Пусть на Kaptur такая же электронно-управляемая муфта как на Duster, но благодаря шоссейному рисунку шин, нужно правильно оценивать внедорожные способности автомобиля.
Стандартное упражнение по диагональному вывешиванию колес можно не проводить, так как Kaptur имеет идентичную систему полного привода, что и Duster. Поэтому по данной дисциплине Kaptur получает отличную оценку автоматом.
Благодаря дорожному просвету в 205 мм, и по меркам кроссовера, большим ходам подвески, можно ехать особо не выбирая траектории движения. Порой даже интересно наблюдать, как муфта распределяет между колесами крутящий момент, подтормаживая вывешенные колеса затягивает Kaptur на всевозможные горки. При необходимости маневра в ограниченных условиях, между деревьями или кустарниками, выручает камера заднего вида. Она позволяет видеть то, что происходит позади автомобиля и оберегает бампер от наезда на пни или кустарники.
У нас средний расход по итогу двух дней поездок в основном по трассе составил 10,8 литра, при заявленном производителем 6,7 литра. Конечно, есть более экономичные конкуренты, но и с более высоким ценником.
Конечная точка нашего маршрута – огромный карьер, до которого можно доехать только преодолев крутой затяжной подъем. Конечно, мы забрались на него в сухую погоду, так как после дождя на него даже серьезный внедорожник не заедет. Но отметим, что и в сухую погоду не каждый кроссовер заезжает на него. Основная проблема при взятии этого подъема перегрев муфты в конце подъема. Но стоит отдельно похвалить инженеров Renault, так как Renault Kaptur легко справляется с ним, лишь в конце подъема быстро перекидывая момент на загруженные колеса.
Даже без помощника спуска с горы, Renault Kaptur позволяет уверенно съехать с горы удерживая автомобиль от сноса. Электроника быстро подтормаживает необходимые колеса, обеспечивая автомобилю прямолинейное движение.
Какой хочется сделать вывод после двухдневного теста. Во-первых, учитывая цены на Kaptur в Беларуси, не хочется вообще говорить о каких либо его недостатках. С таким дизайном ему можно простить многое. Во-вторых, в Беларуси пока лучше по цене и оснащению кроссовера C класса нет. В-третьих, если кому нужен полноприводный кроссовер, а Duster слишком утилитарен, то Renault Kaptur это ваш выбор.
Подробную информацию о ценах и комплектациях Renault KAPTUR смотрите в АвтоКаталоге