google-site-verification" content="bu2syuvWHBoqpGPUYIEjH9r11eWmOPBqYIB_comAkEU" /> Кто кому уступает при одновременном перестроении и в каких случаях?
Image default
Автотонкости

Кто кому уступает при одновременном перестроении и в каких случаях?

Кто кому уступает при одновременном перестроении и в каких случаях?

Одновременное перестроение

  1. Правила дорожного движения 2023 года не раскрывают термин «одновременное перестроение».
  2. Тем не менее, на практике это ситуации, когда два водителя совершают перестроение из одной или нескольких полос и траектория их движения пересекается.
  3. Оценивать ситуацию на предмет того, кто кому уступает, необходимо с учётом конкретной ситуации.
  4. Так, в случае одновременного перестроения из разных полос в одну общую действует правило помехи справа – преимущество имеет тот водитель, который находится от целевой полосы справа, о чём прямо указано в пункте 8.4 ПДД.
  5. Аналогичная ситуация и при перекрёстном перестроении. Ждёт тот, кто совершает манёвр с левой полосы.
  6. Чуть сложнее, если оба автомобиля едут в одном ряду и обоим нужно перестроиться. В данном случае правило правой руки уже не действует. Кто первым займёт целевую полосу, тот и получит преимущество при дальнейшем движении и ему должны будут уступить дорогу.
  7. А вот при сужении дороги в «горлышко» снова действует помеха справа. Согласно ПДД, вначале водители пропускают поток машин средней полосы, затем перестраивается автолюбитель из правого крайнего ряда, и только потом тот, кто маневрирует слева.
  8. Виноватым в ДТП при одновременном перестроении чаще всего делают того, кто не уступил дорогу с левой полосы.
  9. Размер штрафа за неуступление дороги составляет 500 рублей по части 3 ст. 12.14 КоАП. Со скидкой можно оплатить 250 рублей.

Правила дорожного движения регламентируют различные ситуации на дороге. Однако из-за обилия правовых тонкостей у водителей часто возникает путаница, как действовать в той или иной ситуации. Особенно остро это касается одновременных перестроений на дороге. Кто должен уступить дорогу, а кто, наоборот, будет иметь преимущество? Основная проблема в том, кого именно считать первым перестроившимся: того, кто первым включил поворотник, начавшего манёвр, коснувшегося разметки, въехавшего на целевую полосу/ряд или оказавшегося на полосе первым. Ответам на эти и другие вопросы посвящена наша статья – в ней разберём, что считается одновременным перестроением, кто кому уступает, кто из водителей будет виноват в ДТП и какие есть штрафы за неуступление.

Одновременное перестроение с точки зрения ПДД

Для начала обозначим основные понятия.

Обычное перестроение – это выезд из занимаемой полосы/ряда с сохранением того же направления движения. Это определение приведено в пункте 1.2 ПДД. Однако в нашем случае речь идёт не просто о перестроении, а о манёвре, совершаемом одновременно (синхронно).

Вот только ПДД 2023 года не раскрывают значение «одновременного перестроения». Тем не менее, особой проблемы здесь нет. Нам важно понять саму суть манёвра. А понять это мы сможем, заглянув в пункт 8.4 Правил, где прописаны правила маневрирования на дороге.

И там сказано следующее:

При одновременном перестроении транспортных средств, движущихся попутно, водитель должен уступить дорогу транспортному средству, находящемуся справа.

Итак, в случае с одновременным перестроением п. 8.4 ПДД предписывает уступать дорогу тому, кто меняет полосу/ряд справа налево. То есть приоритет отдаётся едущему справа, а тот, кто слева, обязан подождать и только потом перестраиваться.

Однако тут есть одна важная деталь. В какой момент перестроение будет считаться одновременным? Ведь не всегда на практике маневрирование двух водителей происходит синхронно, секунда в секунду. Но на самом деле это не столь важно…

Кто кому уступает при одновременном перестроении и в каких случаях?

Куда важнее, кто из водителей будет считаться первым перестроившимся в момент одновременного манёвра:

  • тот, кто первый включил поворотник,
  • кто быстрее коснулся разметки,
  • кто первым въехал колесом на целевую полосу/ряд,
  • или кто шустрее, чем оппонент оказался в нужной полосе.

В судебной практике выработана единая позиция на этот счёт. Первым перестроившимся логично будет тот водитель, который быстрее успел занять целевую полосу/ряд. В этом случае такой автомобиль получает преимущество в дальнейшем движении, а водитель второй машины обязан ему уступить.

Но, разумеется, ПДД не предусматривают никаких «соревнований», кто же окажется быстрее. В соответствии с Правилами одни водители уступают, а вторые имеют приоритет во время одновременного маневрирования. И ниже мы рассмотрим, в чём это выражается.

Действует ли здесь помеха справа?

Да.

Правило «правой руки» или помеха справа – это правило, согласно которому при перестроении автомобилей и отсутствии иных приоритетов уступают тому, кто съезжает из правого ряда в левый. К слову, оно действует не всегда. Но в нашем случае речь как раз идёт о помехе справа, о чём прямо указано в пункте 8.4 ПДД.

Кто должен уступить при одновременном перестроении в 2023 году?

Теперь на конкретных примерах разберём, кто кому уступает во время одновременного перестроения. Здесь есть несколько тонкостей, на которые следует обратить внимание. Но давайте по порядку!

Если машины выполняют синхронное перестроение из крайних полос в среднюю

Начнём с ситуации, когда автомобили едут каждый в своей полосе и оба водителя решают перестроиться в среднюю полосу. Чаще всего такой ситуации присуще опережение впереди едущих машин из того же ряда. В результате оба автомобилиста окажутся в центральной полосе. Осталось понять, кто кому должен уступить дорогу?

Эта ситуация исчерпывающе регламентирована пунктом 8.4 Правил. При одновременном перестроении транспортных средств, которые движутся в попутном направлении, преимущество у того автомобиля, который располагается справа.

Для наглядности рассмотрим картинку:

Кто кому уступает при одновременном перестроении и в каких случаях?

Синий и жёлтый автомобиль совершают одновременное перестроение в среднюю полосу. Здесь действует правило «правой руки», согласно которому уступить должен тот, кто едет левее от целевой полосы. В нашем случае уступает жёлтый, а синий имеет приоритет при маневрировании.

Но будьте внимательны. В плотном потоке машин очень важно следить не только за обстановкой на соседней полосе, но и обращать внимание и дальше, через полосу. Иначе, если вы, к примеру, едете слева, можно не заметить, что из крайней правой перестраивается другой водитель, которому вы обязаны уступить, как это предписывает п. 8.4 ПДД.

Читать также:
Новые правила ограничения времени работы такси с 1 сентября 2023 года?

Если перекрёстное перестроение

Здесь автомобили едут в соседних полосах и цель перестроения – поменяться местами. Поскольку траектории транспортных средств пересекаются, нам снова нужно понять, кто должен уступить, а кто проедет первым.

Но и тут всё просто. Если оба водителя решат совершить одновременное перекрёстное перестроение, то в 2023 году им следует руководствоваться правилом «правой руки». Согласно пункту 8.4 Правил, уступает тот автолюбитель, который по завершении манёвра уйдёт в правую полосу/ряд.

Хоть этот манёвр и выглядит относительно простым, на практике при перекрёстном перестроении часто случаются аварии. А всё потому, что когда автомобили движутся параллельно, водителю не видны указатели машины оппонента. Из-за этого он может не распознать манёвр или заметить перестроение второго автомобиля слишком поздно. Как этого избежать? Либо ускориться, либо сбавить скорость, чтобы отследить по зеркалам поворотники второго автомобиля.

При одновременном перестроении из одного ряда

Третья ситуация с одновременным перестроением, но на этот раз не из соседних полос, а из одного ряда. Один автомобиль двигается впереди, а другой позади него. Обоим водителям нужно совершить перестроение в одну и ту же полосу. Кто имеет приоритет?

При таком раскладе положения п. 8.4 ПДД уже неприменимы, поскольку транспортные средства располагаются в одном ряду, а не в двух соседних. Зато здесь применяется правило не создавать помех другим участникам дорожного движения. Но только в контексте того, кто быстрее займёт целевую полосу.

В чём тут дело? А в том, что после того, как одна из машин занимает ряд, она автоматически получает преимущество в движении. Второму водителю, который тоже перестраивался, но не успел занять целевую полосу, остаётся уступить первому водителю.

Кто кому уступает при одновременном перестроении и в каких случаях?

Например, если синий автомобиль успеет первым перестроиться вправо и окажется на целевой полосе, водителю жёлтого ТС придётся уступить, и только потом самому перестроиться. Если первой на полосе окажется жёлтая машина, то преимущество будет уже у её водителя, а синий автомобиль обязан уступить.

Так, в Казани водителю удалось отменить штраф по части 3 по ст. 12.14 КоАП за неуступление дороги, поскольку автомобилист привел фотодоказательства, что он перестроился на целевую полосу раньше оппонента и ничего не нарушил (Решение Приволжского районного суда г. Казани № 12-1039/2017 от 13 июня 2017 года).

При сужении дороги

Есть ещё одна ситуация, когда мы говорим про одновременное перестроение. И касается она сужения проезжей части с обеих сторон. Там, где дорога сужается слева, водителю нужно перестроиться направо, а там, где полоса заканчивается с правого края – совершить манёвр влево. В результате оба водителя встретятся на средней полосе, которая впоследствии станет для них общей.

Кто кому уступает при одновременном перестроении и в каких случаях?

При так называемом одновременном перестроении в «горлышко» в 2023 году действует правило правой руки. В соответствии с ПДД уступает тот, кто слева, а въезжающий на средний ряд справа имеет преимущество. Если быть точнее, вначале оба водителя пропускают едущий поток по целевой полосе, затем автолюбитель из левого ряда даёт перестроиться правому водителю, и только потом сам меняет полосу.

А если на дороге нет разметки?

Тогда следует руководствоваться пунктом 9.1 ПДД, который предписывает в случае отсутствия знаков и разметки определять ширину проезжей части и прочие габариты самим водителям. То есть вы должны визуально разделить дорогу на две и более полосы, а затем прикинуть, где нужно ехать.

Но и здесь действует правило помехи справа, поскольку речь идёт об одновременном перестроении. Поэтому, согласно пункту 8.4 Правил уступает тот, кто едет слева, а право въезда на целевую полосу имеет водитель справа.

Обязан ли я убедиться, что другой водитель уступает мне дорогу при моём перестроении в левый ряд?

Да.

Безопасность дорожного движения – превыше всего. Даже если вы имеете приоритет при перестроении и собираетесь сменить полосу/ряд, не стоит полагаться только на даруемое ПДД право. Хотя бы потому, что неподалёку могут ехать дураки.

Так, к примеру, если вы начнёте перестроение, будучи уверенным, что у вас право приоритета, из соседней полосы может вырулить большегруз или лихач – итогом чего станет боковое столкновение, разбитая машина и испорченные нервы. Или того хуже! Поэтому лучше немного подождать и убедиться, что дорогу вам действительно уступают – и, если всё в порядке, быстро перестраиваться в соседнюю полосу.

Кто кому уступает при одновременном перестроении и в каких случаях?

Какой штраф за неуступление дороги при одновременном перестроении?

Несоблюдение ПДД в части уступления дороги предусматривает только административную ответственность.

Если вы должны были уступить дорогу другому автомобилю, но не сделали это при одновременном перестроении, на вас оформят постановление по части 3 ст. 12.14 КоАП со штрафом 500 рублей или письменным предупреждением от инспектора ГИБДД. Но чаще всё же выписывают штраф.

Есть ли скидка?

Да.

На большинство штрафов ГИБДД распространяется действие скидки, и статья 12.14 КоАП не исключение. Она не входит в перечень статей из части 1.3 ст. 32.2 КоАП, наказания в рамках которых нельзя оплатить с дисконтом. Поэтому, если вам выписали штраф за неуступление дороги при одновременном перестроении, то в первые 20 дней с даты постановления можно заплатить половину штрафа (250 рублей вместо 500).

Не уступили дорогу и произошло ДТП – кто будет виноват?

На первый взгляд кажется, что определить виновника ДТП при перестроении довольно легко – кто не уступил, тому и отвечать. Однако на самом деле эпизоды рассматриваются в динамике и на виновность влияют сразу несколько факторов, в числе которых приоритет, скорость, боковой интервал, дистанция и т.п.

Но в большинстве случаев 2023 года прибывшие на место инспекторы ДПС действительно «виноватят» того водителя, который проигнорировал обязанность п. 8.4 ПДД уступить дорогу перестраивающемуся справа. Правда, не исключён вариант, когда левый водитель окажется в средней полосе раньше, чем правый, в результате чего виновным в ДТП сделают именно того, кто перестраивался из правого ряда в левый, но делал это нерасторопно и допустил столкновение.

Ну и, разумеется, при авариях нужно соблюдать инструкцию пунктов 2.5 – 2.6.1 ПДД. Если выполняются условия для оформления европротокола – можно обойтись без вызова сотрудников полиции и оформить ДТП в упрощённом порядке. В иных случаях следует сообщить об инциденте в ГАИ и зафиксировать происшествие с инспекторами.

Похожие записи

С 1 сентября вводится новый штраф за неисправный ABS – это правда?

admin

Где можно правильно разместить видеорегистратор на лобовом стекле по новым ПДД?

admin

Обязательно ли нужно оформлять полис ОСАГО сейчас и почему?

admin