Содержание:
- 1 Тонировка в России запрещена это правда?
- 2 Сколько процентов тонировки разрешено в 2023 году?
- 3 Таблица допустимого светопропускания для всех стёкол
- 4 Судебная практика 2023 года: примеры штрафов за процент тонировки
- 5 Как выглядят различные степени светопропускаемости?
- 6 Кто и как замеряет процент тонировки?
- 7 Можно ли стать виновником ДТП из-за чрезмерной тонировки?
- 8 Полезные ссылки
Процент тонировки
- Для передней полусферы установлено ограничение общего затемнения стёкол до 30%. Это означает, что светопропускаемость должна быть не менее 70%.
- Проблема в том, что в 2023 году почти все автомобили с завода уже пропускают не 100 процентов света. На практике «в стоке» значение составляет от 80 до 90%.
- Для задней полусферы ограничений нет. Но есть условие: их можно тонировать только при наличии зеркал заднего вида.
- Также есть возможность затонировать верх лобового окна без ограничений в процентах, но высотой не больше 14 см.
- Штраф за недопустимую тонировку составляет 500 рублей. Но на практике ещё выпишут требование с последующим административным арестом до 15 суток.
Тонировка в России в 2023 году не запрещена. Однако, есть несколько важных условий для её нанесения на окна автомобиля. Одно из них – минимально обеспечиваемая светопропускаемость с плёнкой (или другими видами затемнения). На сегодня она составляет 70% для обычных легковых автомобилей. В статье рассмотрим, какой процент тонировки разрешается по всем стёклам автомобиля: для передней полусферы, для затенения в круг и для полосы на лобовом стекле сверху. Рассмотрим примеры судебной практики штрафа за определённый процент тонировки и сопутствующие вопросы.
Тонировка в России запрещена это правда?
Нет, неправда.
Правила дорожного движения и писаные во исполнение их Основные положения вместе с Перечнем неисправностей запрещают только покрытия на окнах автомобиля, ухудшающих обзорность с места водителя – пункт 4.2 Перечня. И тонировка является таким покрытием. Однако, она не нарушает обзорность в той степени, в которой как раз обеспечивает светопропускаемость.
Последний термин означает количество светового потока, которое стекло транспортного средства пропускает сквозь себя внутрь и наружу. Измеряется она для удобства не физическими величинами, а в процентах. Например, попадает на лобовое стекло 100% света, а внутрь сквозь него проходит только 85%. Следовательно, 15% падающего света оно поглощает.
Таким образом, тонировка в принципе не запрещена. Однако, есть ограничения именно по светопроницаемости стёкол автомобиля. О них и поговорим!
Вас также заинтересует:
- Изменения в законе о тонировке и новый штраф в сентябре 2023 года – это правда или нет?
- Где можно и нельзя передвигаться на моноколесе по новым ПДД?
- Можно ли ездить с синей тонировкой, останавливают ли ДПС и какой штраф?
Сколько процентов тонировки разрешено в 2023 году?
ПДД устанавливают для этой величины три значения, в зависимости от локации наших окон относительно обзорности и салона автомобиля:
- лобовое стекло и передние боковые стёкла (передняя полусфера обзорности),
- заднее стекло и боковые задние (задняя полусфера),
- и отдельное требование Правила содержат для полосы «козырька» сверху лобового стекла.
И урегулировано это на сегодняшний день целиком и полностью пунктом 4.3 Перечня неисправностей, которые вступили в законную силу в сентябре 2023 года.
К слову, целиком и полностью запрещено клеить плёнку, создающую зеркальный эффект. Здесь нет ограничений по светопропускаемости – зеркальная тонировка просто запрещена, согласно пункта 4.6 Перечня.
Для передней полусферы: лобового и передних боковых окон
70 процентов.
Для переднего «полукруга» обзорности Правилами установлена минимальная светопропускаемость, равная 70%. То есть лобовое и передние боковые стёкла должны поглощать не более 30% всего падающего света и пропускать внутрь транспортного средства не менее 70%.
Обратите внимание, что до внесённых изменений ПДД ссылались на недействующий в 2023 году ГОСТ. И здесь было некое противоречие – с одной стороны, есть требование законодательства по степени светопропускаемости тонировки, с другой – эта степень описана в утратившем силу документе. Да ещё и по части наказания за это Кодекс об административных нарушениях до сих пор ссылается и вовсе на Технический регламент – часть 3.1 статьи 12.5. К слову, штраф составляет всего 500 рублей, но на практике могут ещё выписать требование об устранении.
В последнем, тем не менее, содержится то же требование – не менее 70% светопропускаемости. Так говорит пункт 4.3 его Приложения №8. Поэтому никакой путаницы быть не должно, и для вас цифра одна – не менее 70 процентов для лобового и всей передней полусферы.
Но есть одна проблема. Дело в том, что с завода стёкла имеют не стопроцентную светопроницаемость. По разным данным, в зависимости от модели автомобиля она может составлять от 80 до 95%. Учитывая эту тонкость, и следует подбирать тонировку для своей машины.
Например, если ваши стёкла пропускают 85% света, то плёнку вы имеете право наклеить с затемнением не более 15%.
Для задней полусферы
А вот для задних стёкол Правила не устанавливают никаких ограничений. Правда, требование есть в том же Техрегламенте. Абзац 2 пункта 4.3 указывает, что ограничение по затемнению тонировки не распространяется на автомобили категории M1. Но при условии, что у тех есть зеркала заднего вида (см. таблицу 4.1 по той же ссылке). Категория M1 – это есть легковые автомобили.
Для полосы над лобовым стеклом
Для тех же легковых автомобилей ПДД допускают в том же пункте 4.3 нанесение светозащитной полосы без ограничения по светопропускаемости. Однако, она должна быть по высоте не более 14 см. И её можно тонировать хоть на 100%.
Таблица допустимого светопропускания для всех стёкол
Теперь давайте подведём небольшой вывод и подытожим, сколько процентов должна быть светопропускаемость окон в зависимости от их расположения.
Локация окна автомобиля | Сколько минимальный % светопропускаемости? |
---|---|
Лобовое стекло | 70% |
Боковые передние стёкла | 70% |
Другие передние окна и форточки, обеспечивающие обзорность с места водителя | 70% |
Полоса не более 14 см сверху лобового стекла легковых авто | Нет ограничения |
Задняя полусфера: заднее стекло и задние боковые окна и форточки | Нет ограничения при условии наличия зеркал заднего вида |
Судебная практика 2023 года: примеры штрафов за процент тонировки
Собственно, давайте теперь рассмотрим несколько решений и постановлений судов в подтверждение того, что переднюю полусферу можно тонировать только до определённой степени светопропускаемости.
- Вот пример решения суда из Удмуртии, где водителю выписали штраф 500 рублей за тонировку 65%. То есть лобовое стекло автомобиля имело светопропускаемость 35%.
- А вот другой пример судебной практики теперь из Краснодарского края, где тонировка пропускала всего 25% падающего на стекло света.
- В третьем примере автолюбитель затонировал свою машину достаточно сильно – на 85%. Со светопропускаемость всего 15% положен штраф ГИБДД.
- В очередном решении суда ещё более грубое правонарушение – всего 3% светопропускаемости.
- А вот здесь результат замера тонировки показал и вовсе 0% светопропускаемости. То есть стекло оказалось якобы непрозрачным в результате затемнения. Правда, постановление ГИБДД в данном случае отменили за ошибками измерения, просто потому что приборы для замера тонировки работают в диапазоне не менее 1%, да и показателя 0% не может быть, если только стекло не забито фанерой.
Для полноты картины приводим также официальный ответ ГИБДД города Москвы о том, что для передней полусферы установлена тонировка до 30%. А вот ещё один ответ ведомства из Ненецкого АО.
Как выглядят различные степени светопропускаемости?
Следующим образом выглядит тонировка от 0 до 100%, включая разрешённые 70% по ПДД:
А в этом примере реальный автомобиль с нетонированным лобовым стеклом, но тонированными боковыми стёклами с незаконной светопропускаемостью всего 10%:
А вот типичное стекло со светопропускаемостью 70%:
Вы и сами можете сделать вывод, что законная в 2023 году тонировка практически не затемняет стёкла визуально. Увы, суров закон, но это закон!
Кто и как замеряет процент тонировки?
В пункте 4.3 Перечня указано, что неисправность измеряется специальными техническими средствами. Однако, по смыслу текста это относится к полоске сверху лобового окна, так как формулировка приведена именно в абзаце, касающемся этой неисправности.
Между тем, в соответствии с пунктом 5.7.1 ГОСТа Р51709-2001, светопропускаемость положено измерять исключительно с помощью специальных технических средств, имеющих компенсацию внешней засветки. Это означает, что сотрудник ГИБДД не может просто выписать штраф от того, что ему показалось, что стекло излишне заторовано. Здесь, как и для наказания, к примеру, за превышение скоростного режима, требуется замер конкретного значения.
Мы писали отдельную специальную статью о правилах, критериях и условиях для правильного замера тонировки в целях законности штрафа.
Вот пример решения в судебной практике, где штраф водителю отменили из-за того, что в материалах дела отсутствовали данные о светопропускаемости стёкол. И вот ещё один, где в протоколе отсутствовали данные о том, каким прибором проводилось измерение светопропускаемости. И вот третий пример уже регионального Верховного суда.
Можно ли стать виновником ДТП из-за чрезмерной тонировки?
Нет.
Ещё немного о судебной практике. В 2023 году последствия в виде вреда имуществу, здоровью или жизни людей всегда связаны с правонарушениями (или преступлениями). При этом, обязательно нахождение конкретного нарушения в причинно-следственной связи с причинённым вредом. Например, мы рассматривали, кто будет виноват, если один водитель не уступил дорогу, а второй – превышал скорость.
Также и с тонировкой. В каждом деле должны быть исследованы причинно-следственные связи – могла ли стать тонировка тем нарушением, в результате которого причинён ущерб. Очевидно, нет. Даже если, например, водитель не увидел через глухую тонировку красный сигнал светофора, то постановление ему выпишут (в том числе) за запрещающий сигнал. И именно проезд на красный станет причиной ДТП, а не непосредственно тонировка.
Такую позицию подтвердил и Верховный суд в одном из своих Постановлений, указав буквально следующее:
При этом факт привлечения участников ДТП к административной ответственности не является безусловным основанием для возложения на них гражданско-правовой ответственности за ущерб, причиненный в результате действий (бездействия), за которые они были привлечены к административной ответственности. Причинно-следственная связь ущерба от аварии и факта тонировки на переднем стекле машины судом не устанавливались…
Полезные ссылки
- За чрезмерную тонировку может грозить не только штраф, но и требование с перпсективой ареста до 15 суток
- Про задержание за тонировку: правомерно ли оно?
- Про лишение водительских прав за затемнение стёкол
- Можно ли и как купить разрешение на тонировку стёкол автомобиля?
- Сколько действует предписание за тонировку?
- Устранение тонировки на месте до или после замера в вопросах и ответах
- Что грозит за повторную тонировку после штрафа? Наказание и требование